Буллинг: если ребенка травят в школе. Руководство для родителей. Окончание » Кабинет психологической помощи "Точка Опоры" Казань
  Вернуться наверх

+7 967 371 72 59

Кабинет психолога Яны Кариной г. Казань

Скрыть / показать меню
16-06-2021, 22:07
663

Буллинг: если ребенка травят в школе. Руководство для родителей. Окончание

Категория: Точка зрения

Начало статьи здесь

Кто виноват?

Виноват ли в буллинге ребенок? Нет! Абсолютно точно и однозначно не виноват! Ребенок, который подвергся травле, однозначно в ней не виноват. У него нет никаких характеристик, которые сделали из него жертву травли. Современная виктимология (наука, изучающая поведение жертв) дает четкий ответ: никаких специфических характеристик, делающих из человека жертву - нет! Поэтому в разговоре с ребенком не стоит даже намекать на какое-то его неправильное поведение. Чаще всего жертва травли выбирается случайно, из личной неприязни или из зависти.

То, что жертва не обладает специфическими «жертвенными» характеристиками, легко доказать.  При переводе в другой класс или школу (со здоровой обстановкой) такой ребенок легко вливается в коллектив и адаптируется, заводя себе новых друзей. А на его месте в прежнем классе вскоре окажется другой ученик, если проблему класса не решили.

Зато такие специфические характеристики есть у агрессора. Интересно, что зачинщика травли в классе тоже не всегда легко вычислить. Согласитесь, сложно подумать на милую девочку-отличницу, старосту класса, которую любят учителя.

Итак, что же делает агрессора агрессором: он явный или неявный лидер класса. Именно поэтому остальные тоже подтянутся за ним и подключатся к травле. Остальные дети, даже если понимают, что творится что-то дурное и не хотели бы участвовать, очень боятся оказаться на месте того, кого травят, поэтому выступить открыто и отказаться участвовать в травле не может почти никто. Агрессор словно делит класс по простому принципу «кто не с нами, тот против нас».  У агрессора есть понимание своего «привилегированного» положения в классе и не только - одним словом, высокая самооценка и самомнение. И чаще всего какая-то внутренняя неудовлетворенность, протест, внутренняя агрессия, которую нельзя выразить в другом месте (дома) и другим способом.

В моем примере с милой девочкой-отличницей зачинщицей действительно была она. У девочки была непосильная для ребёнка ее возраста нагрузка и ожидания от родителей: быть отличницей и учиться в куче дополнительных секций – и в художественной, и в музыкальной, и еще какой-то хореографической или спортивной. И при этом она должна была все время играть роль милого ребенка (держать лицо) и производить хорошее впечатление на людей. 

Каковы последствия травли для ребенка?

Если травля так и осталась  школьной «тайной», никто из взрослых не узнал, то последствия могут быть очень серьезными. Один из моих клиентов (мужчина, около 30) рассказывал, что в школе подвергался травле, а сказать родителям боялся, чтобы не услышать фразу «сам виноват», «сам выкручивайся» или еще что-то из этого унижающего и обесценивающего репертуара. Несколько лет он терпел нападки, а ближе к окончанию школы пошел в спортзал и подкачался. Отпор он давать так и не научился, но его более крепкий и суровый вид показал обидчикам, что связываться с ним уже не стоит. Но этот страх постоять за себя, защитить, дать отпор, ответить, так и остался с ним – сформировалась и закрепилась травма. Дети, оставшиеся наедине с такой бедой, чувствуют беспомощность, беззащитность, бессилие и отчаяние - будто оказались в ловушке, из которой нет выхода. И к большому сожалению, это ощущение собственного бессилия, бесправия и безнадежности может потом сопровождать человека всю жизни, значительно снижая качество его жизни.

Если же родители и администрация школы вмешались в процесс и встали на сторону ребенка, то никаких негативных последствий не будет. Наоборот, ребенок приобретет бесценный опыт того, что МОЖНО защитить себя в любой ситуации, КАК можно защитить и что сделать в сложных ситуациях. А на более глубоком уровне у него сформируется ощущение безопасности. Во время травли ощущение безопасности подорвано, ломается. Будет уверенность, что есть люди, которые прикроют, поддержат, защитят. Что всегда есть управа на тех, кто распоясался и считает себя безнаказанным.

А именно так механизм травли и работает – «не жалуйся маме, а то хуже будет», чтобы подавить волю ребенка, чтобы создать иллюзию собственной грандиозности, всемогущества и безнаказанности. Но эта иллюзия распадается как карточный домик, стоит лишь придать гласности ситуацию, вмешать старших.

Ребенок получивший поддержку взрослых, получает опыт не только защиты, но и справедливости. Что очень важно! В будущем такие люди не пасуют перед лицом трудностей  или юридических проблем, не избегают их, а идут разбираются, стараются защитить себя.

Помните о том, что вмешиваясь и защищая своего ребенка сейчас, вы помогаете ему научиться защищать самого себя в будущем! Вы не делаете его слабым - вы не даете сформироваться травме! Не бойтесь, он не будет бегать и просить вашей помощи всю жизнь! Наоборот, вы учите его тому, как можно справляться с проблемами.

Навык защиты себя формируется тогда, когда есть кто-то на нашей стороне, когда мы не чувствуем себя одинокими наедине с проблемами, когда мы знаем что у нас есть право отстаивать и защищать самих себя.

Хотя это даже не право. Это обязанность. Ведь кто защитит нас, кроме нас самих, а ребенка, кроме его родителей?

В моем случае с младшей дочкой ситуацию удалось успешно разрешить. После проведенного в школе собрания с привлечением зачинщиков травли, их родителей, классного руководителя, администрации школы и даже инспектора ПДН нападки на дочку прекратились. Также нами было принято решение перевести ее в следующей четверти  в параллельный класс. В новом классе у нее быстро сформировались хорошие дружеские отношения, и через несколько месяцев она была избрана старостой класса. 

Я постаралась помочь ей принять эту историю как жизненный опыт, и сейчас, спустя несколько лет после ее завершения, я вижу, что она не чувствует себя беззащитной и беспомощной в сложных или конфликтных ситуациях. Напротив, она научилась опираться на себя и при необходимости обращаться за поддержкой из-вне. Думаю, это один из важнейших навыков, необходимых для взрослой жизни.

 С уважением, Яна Карина



Вход в админ-панель

Впервые на нашем сайте? - Зарегистрируйтесь!
Потеряли пароль? - Легко восстановим!
Интернет-магазины Республика Татарстан - Каталог сайтов

Деловой портал Казани Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU

в справочнике ПСИХОЛОГИ РОССИИ Каталог сайтов yandex-top10.com Яндекс-TOP10 Каталог сайтов servisseo.ru быстрая индексация, подъём ТИЦ Медицина и фармацевтика - белый каталог медицинских сайтов

MyMed Tatarstan.Net - все сайты Татарстана