В большинстве заметок я так или иначе затрагиваю тему эмоций и чувств. Подумала, что надо бы разобраться с такими фундаментальными и основополагающими процессами, чтобы облегчить задачу и себе, и моим читателям.
Итак, что такое эмоции?
Определений понятия «эмоция», как и различных теорий, и классификаций в науке великое множество. Объясняю простыми словами и с примерами, чтобы было понятно. Эмоции – это наша сигнальная система, которая сообщает нам о наших отношениях с миром, другими людьми, самим собой и о наших потребностях в кратчайшие сроки и в удобной форме.
Обычно за эмоциями стоят наши потребности.
Например, вы испытываете страх. Скорее всего, что-то напугало вас: вы переходите дорогу на зеленый свет, а на вас, не снижая скорости, несется автомобиль. Страх – сигнал об опасности. Потребность – в поиске и нахождении безопасности, в решении проблемы. Если вы испытываете гнев, скорее всего, кто-то нарушил ваши личные границы: без спроса взял ваши вещи, обидел или оскорбил, отвлекает от важной работы, вторгаясь в рабочее время по пустякам и т.д. Потребность – восстановить справедливость, восстановить баланс, остановить нарушителя – попросить зайти или позвонить позже, ответить на оскорбление или обиду (как это делать конструктивно, буду рассказывать дальше).
Эмоции состоят из нескольких компонентов.
Компоненты
Опять же, делаю оговорку, в профессиональной психологической литературе вы можете найти разные варианты разделения на компоненты. Мне нравится вот такой. Итак, эмоция состоит из:
Первый и второй компоненты можно объединить в один – телесный компонент, но так более понятно. Биохимия – это выделение различных гормонов в тот момент, когда мы испытываем ту или иную эмоцию.
Мышечный компонент – это телесное напряжение при различных эмоциях. Например, при испытывании страха тело хочет сжаться, уменьшиться, сгорбиться. При печали есть выраженная мышечная астения, тело не просто расслаблено, а скорее ослаблено, человеку сложно собраться, тяжело себя поднять, есть вялось и апатия. Мышечный компонент эмоций выражается как в позе, так и в мимике.
Когнитивный – это те мысли, которые мы думаем, когда испытываем ту или иную эмоцию. Что думаем о переживании, о себе, о ситуации.
Эмоциональный компонент – это само переживание, то, что мы испытываем как эмоцию. Эмоциональный подъем при радости, счастье, влюбленности. Эмоциональное опустошение при разочаровании, грусти, утрате и т.д.
Ну и поведенческий компонент – это то, что мы с эмоцией делаем. Как мы ее выражаем. Или не выражаем... Пытаемся спрятать, скрыть, подавить или даже соврать. Например, испытывая выраженное и ощутимое раздражение и недовольство, прикрываем все это улыбкой и маской вежливости.
Конечно же, все эти компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом и это разделение весьма условно и сделано для удобства обсуждения и объяснений. Более того, компоненты взаимно влияют друг на друга. Т.е. имея знания о структуре эмоций и осознавая хотя бы переживание и собственные мысли, мы имеем возможность, как разогнать, накрутить сами себя, так и наоборот, погасить напряжение и успокоиться.
Научные исследования показывают, что не только биохимия влияет на то, как и что мы чувствуем и как ведем себя, но и наше поведение вполне способно изменить само состояние, а значит и биохимию. Т.е. взаимосвязь «мозг и тело» двусторонняя.
Серия американских исследований доказала, что если печальный человек начинает улыбаться и вести себя, как человек с хорошим настроением – активный, бодрый, улыбчивый и общительный, то спустя некоторое время чувствует себя именно так. В английском даже есть выражение «fake it, until you make it», буквально можно перевести как «притворяйтесь, до тех пор, пока не сделаете».
В следующей заметке продолжение: алгоритм работы с эмоциями
С уважением, Яна Карина