Для ребенка очень важны игры. Как игры с игрушками, так и ролевые со сверстниками. Ведь игра – это первая деятельность в жизни ребенка и важнейшая для него до какого-то времени.
Маленькие дети, играя с игрушками, одушевляют их, игрушки как бы живут для ребенка своей собственной особенной жизнью.
И, конечно же, дети (маленькие в особенности) привыкают к игрушкам, привязываются к ним. Утрата, потеря игрушки – это всегда большой стресс для ребенка, он как бы теряет частичку самого себя.
У маленьких детей еще нет собственных границ, границ личности, и все, что его окружает, все его вещи, игрушки, и даже близкие люди – является как бы продолжением него.
Для ребенка очень важно чтобы у него было как можно больше разнообразных игрушек: и развивающие, и ролевые, и куклы, и мягкие.
Детям нужны игрушки, которые развивают их мышление, их социальные способности, навыки. Мы не совсем правы, когда говорим о том, что любая игрушка развивает ребенка. Да, ребенок научится играть с любой игрушкой и с простой, и с электронной. Но некоторые игрушки действительно развивают мышление, воображение, а другие лишь развивают умение нажимать на правильные кнопки.
Если ребенок играет с конструктором, то ему приходится много размышлять: придумывать идею того, что он хочет создать, потом задумываться о том, как ее реализовать. Т.е. развивается и воображение, и логическое и пространственное 3-х мерное мышление.
Если же ребенок сидит за компьютером, то да, конечно, ему это интересно, но он видит лишь картинку (да, она двигается и можно много чего создать там), но она, эта картинка, двухмерная и создается лишь иллюзия трехмерного пространства. Кроме того, сюжет любой игры задан ее создателями, авторами, художниками, т.е. ограничен. А когда ребенок играет с реальными игрушками в своей комнате и строит, например, башню, то он может придумать себе любой сюжет, никаких рамок и ограничений у него нет. Это может быть лес, остров, королевство,сюжет может быть в прошлом или в будущем и т.д. У ребенка активно работает и развивается воображение.
В СМИ как-то была информация, что в нескольких американских штатах приняли закон об отмене у детей в школе уроков чистописания , т.к. в наше компьютерное время якобы это уже не нужно. Главное – уметь печатать. Но задумаемся: когда ребенок учится писать буквы ручкой на бумаге, то для каждой буквы у него создается не только графический, но еще и моторный, двигательный образ (как надо двигать рукой, чтобы получилась эта буква). А когда ребенок садится за компьютер или планшет, то он только нажимает на кнопку, чтобы получить эту букву, и моторика работает однообразно – на нажимание клавиш -двигательного образа у буквы не остается.
Электронные игрушки интересны, привлекают внимание маленького ребенка, но они и быстро наскучивают. Если понаблюдаете за своими детьми, то заметите, что самыми любимыми у них все равно остаются самые простые игрушки – плюшевый мишка, зайчик или собачка. Причем именно простые не озвученные. Ведь с простым мишкой можно поговорить и придумать, что он отвечает, сказать что-то за него, спроецировать на него заботливого понимающего друга. А на озвученную игрушку сложно спроецировать много – она ограничена по количеству своих реакций и быстро надоедает ребенку.
Еще дети очень любят однотипные предметы, например, кубики. Из них можно что-то строить, создавать, а при подключении воображения, кубики могут превращаться в каких-то существ (солдатиков, например). Когда есть какое-то множество – это дает возможность ребенку сортировать его как-то: по цвету, размеру, форме или еще каким-то критериям.
Поэтому к выбору игрушек для маленького ребенка нужно подходить осознанно. Здесь не нужно гнаться за престижем и модой. Ребенок вырастет и сам попросит у вас купить электронные игрушки, «потому что у всех есть». А пока он маленький и его не волнуют социальные условности, мода и «а у него есть», мы можем и должны сами выбирать ему полезные для развития игрушки.
Здесь можно дать универсальную рекомендацию: вспомните себя маленькими, в разном возрасте.
Какие игрушки были у вас, когда вы были младше, старше?
С какими из них вам нравилось играть?
Какие игрушки вам хотелось иметь тогда? А не сейчас, глядя на витрины магазинов игрушек.
Именно этот небольшой экскурс в свое собственное детство и даст вам правильные подсказки при выборе игрушек своим детям.
С уважением, Яна Карина